ВАЖНО! Компания «Зубастик®» ПРИНИМАЕТ ВСЕ МЕРЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ СОХРАНЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ КЛИЕНТОВ и зарегистрирована в Роскомнадзоре как оператор по обработке персональных данных за номерами: 77−25−310 746, 77−25−320 820, 77−25−322 758, 77−25−339 345 и 77−25−350 802. Компания использует на своем сайте действующие SSL сертификаты, обрабатывает и хранит данные клиентов с применением безопасного протокола TLS 1.3 в сочетании с AES-256 бит.
Почему после обращения в «Зубастик» некоторым нашим клиентам поступают звонки из других стоматологий?
Мы написали эту статью, для того, чтобы наши клиенты были в информационной безопасности, и в случае нежелательных звонков, действовали юридически правильно.

Время чтения 5–6 минут.
Мы хотим обратить внимание на один простой вопрос: какая целесообразность для клиники передавать контакты своего клиента конкурентам?
Итак, давайте разберем ситуацию: клиент находит номер нашей клиники в интернете через поисковые системы, звонит с мобильного телефона, записывается на прием и через некоторое время ему начинают поступать звонки от наших конкурентов, с вопросами о том, интересовался ли клиент стоматологическими услугами…

Безусловно, клиент раздражен и предполагает, что именно тот факт, что он звонил в нашу клинику, означает, что клиника «Зубастик®» является причиной утечки его персональных данных, а именно: номера его мобильного телефона и намерения посетить стоматолога.

Для пользователя, незнакомого с технологиями, такая реакция справедлива.
Так, все же: распространение данных клиникой или добровольное согласие пользователя?
Никаких домыслов, а только разбор технических данных.
Вариант первый (юридический)
С официального согласия самого пользователя
Когда пользователь мобильной связи заключает контракт с оператором, он подписывает договор и особо не вчитывается в детали. Однако, практически у всех операторов в договорах существует такой пункт, как передача номера мобильного телефона партнерам для проведения различных маркетинговых мероприятий.

Обычно такая формулировка в договорах сотовых операторов выглядит примерно так (в зависимости от конкретного оператора и версии договора):
«Абонент выражает согласие на получение рекламной и иной информации, а также на передачу оператором его номера телефона и иных контактных данных третьим лицам для целей проведения маркетинговых акций, информирования и продвижения товаров и услуг.»
Таким образом пользователь самостоятельно предоставляет согласие. После чего операторы используют его номер в специальной услуге «Таргетированный обзвон». Это официальная услуга сотовых операторов. Такая услуга есть у Билайна (ссылка), Мегафона (ссылка), МТС (ссылка) и у других операторов.
что происходит дальше
Как только пользователь набрал номер клиники «Зубастик®», его сотовый оператор уже знает, что клиент звонит в стоматологию. Это определяется по номеру телефона клиники в любом публичном справочнике. В это же время номер телефона оператор заносит в базу «таргетированных звонков» с пометкой: "интерес к стоматологии" и номер хранится там определенное время.

И когда какая-либо из конкурирующих клиник заказывает услугу «Таргетированные звонки», начинается автоматический обзвон всех клиентов, интересовавшихся услугами стоматологий, и у которых выдано согласие на участие в маркетинговых мероприятиях.
Это один из примеров, определения заинтересованности. Хотя их существует огромное количество: от анализа мобильного трафика до определения геолокации.

Как сделать так, чтобы звонки прекратились?

Иногда операторы сотовой связи добавляют в договор уточнение про возможность отзыва согласия:

«Абонент вправе в любое время отозвать данное согласие путем направления уведомления оператору по установленным им каналам связи.»


Этим надо воспользоваться пользователю и посетить ближайшее отделение своего оператора и написать заявление на отзыв согласия.
Вариант второй (технический)
С неосознанного согласия самого пользователя
Этот вариант технически более сложен, но и ему есть описание, где пользователю, при посещении сайта, участвующего в сборе и систематизации данных о посетителе, необходимо согласиться и принять cookie.

Cookie (пер. печеньки) — это текстовый файл, который сайт сохраняет в браузере пользователя, чтобы помнить его. Когда пользователь заходит на сайт, он может записать туда разные мелочи, что он уже был здесь, что положил в корзину, на каком языке смотрел страницу и т. д.

Вы наверняка замечали, что заходя на какой-либо сайт вы уже на нем авторизованы и, например, товары лежат в корзине или какие-то статьи отмечены как избранное. Это происходит потому, что сайт использует технологию cookie.

Без куки сайт бы «забывал» всё сразу после обновления страницы.

Но бывают разные куки:
  • полезные, чтобы не вводить логин каждый раз и не терять настройки,
  • статистические, чтобы понять, сколько людей заходило и что они смотрят,
  • рекламные, чтобы показывать пользователю объявления по интересам.

Именно рекламные вызывают вопросы позволяют рекламным сетям «узнавать» тебя на других сайтах. Поэтому современные браузеры дают выбор — принять все, только нужные или вообще запретить.

Вот пример такого всплывающего окна с предложением принять куки:
Когда вы заходите на сайт и соглашаетесь с куками, кажется, что это просто формальность. На самом деле это механизм, который позволяет компаниям узнать о вас очень многое.

Работает это через две основные технологии: Cookie matching и ID resolution.
Cookie matching (справка)
При посещении какого либо сайта в интернете ваш браузер получает уникальный идентификатор, и если вы раньше уже были на другом сайте с тем же рекламным партнёром (например, Яндексом, ВК или Google), система «узнаёт» вас. Так сайт не видит конкретные данные вроде имени или телефона, но получает статистику: возраст, пол, интересы, примерные географические данные. На этой основе показывается реклама, которая вам должна быть интереснее.
ID resolution (справка)
Эта технология использует объединение данных из разных источников. Система строит «идентификационную карту» пользователя, где собирает ее по кусочкам: cookie-ID, устройство, email, соцсети, поведение на сайтах.

Если хотя бы один из этих источников содержит номер телефона (например, вы оставляли его в анкете или покупали что-то онлайн), и этот сайт участвует в обмене данных через ту же ID-платформу номер может быть сопоставлен с вашим профилем.
что происходит дальше
В интернете практически все сайты используют в своем арсенале технологию сбора данных о пользователе с помощью cookie. Но, не все владельцы сайтов используют эту информацию в этичных целях. Информация о пользователях консолидируется и передается сервисам, которые предоставляют услугу «Перехват клиентов конкурентов» (ссылка). Эту услугу покупают компании, которые хотят «быстрых» продаж.

Когда пользователь ищет определенную услугу или товар в интернете, он может перейти на сайт, сделанный для сбора, анализа и консолидации cookie. Пользователь неосознанно передает всю информацию о себе, соглашаясь на запись куки в свой браузер, после чего происходит передача информации о пользователе владельцу сайта, предоставляющего услугу «Перехват клиентов конкурентов».

На основании полученных данных, сервисы могут составлять списки заинтересованных в определенных услугах или товарах пользователей, и на коммерческой основе осуществлять обзвон.
Как же себя защитить от этих технологий?

Есть несколько простых способов, которые помогают ограничить сбор данных через куки, трекеры и ID-системы.

Самый простой способ, это для начала зайти в настройки браузера Chrome, Firefox или Safari удалить все куки с сайтов, которые вам не известны.

Можно еще использовать VPN, частные DNS, расширения против трекеров и пользоваться режимом "Инкогнито", но рядовой пользователь не обладает такими знаниями, потому есть один простой совет:

Отказывайтесь от записи cookie, когда вы находитесь на неизвестном сайте.
резюме

Совет по цифровой гигиене

Будьте внимательны к тому, где и какие данные вы оставляете.


Перед регистрацией или принятием условий всегда смотрите, какие разрешения вы даёте.


Большинство утечек и навязчивых звонков происходит не из-за злого умысла, а из-за неосознанных согласий на сайтах, в приложениях и у операторов связи.


Несколько простых правил помогут защитить себя:

  • запретите сотовому оператору предоставлять ваши данные третьим лицам для участия в маркетинговых акциях;
  • не вводите личные данные на незнакомых сайтах;
  • периодически очищайте историю и cookie в браузере;
  • обновляйте пароли и используйте разные для разных сервисов;
  • включайте двухфакторную аутентификацию, где это возможно;
  • не переходите по подозрительным ссылкам, даже если они выглядят «официально».

Цифровая гигиена — это то же самое, что личная: немного внимания каждый день, и никаких серьёзных проблем потом.

Мы любим и ценим своих клиентов, наработанных годами. Спасибо, что вы с нами с 2001 года.

Зубастик® - зарегистрированный торговый знак № 867804